Описание
ЗНАЧОК "50 ЛЕТ 4 ГПЗ" - Четвёртый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-4, «четвёртый ГПЗ»).
Томпак, золочение, горячая эмаль. Следы бытования. Отличное состояние.
Историческая справка
Четвёртый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-4, «четвёртый ГПЗ») — завод по изготовлению шарикоподшипников, существовавший в городе Куйбышеве с 1941 года. Выпускал большой номенклатурный перечень шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников с диаметром отверстия от 4 мм до 200 мм, а также сверхкрупные подшипники и специальные подшипники для авиационной и космической промышленности.
Развитие завода создало несколько отдельных площадок на территории города, впоследствии ставших самостоятельными подшипниковыми заводами (например, ГПЗ-9, ГПЗ-31). Большая часть первоначальной площадки завода не сохранилась.
Главная площадка ГПЗ-4 была размещена на территории дореволюционных учреждений военно-артиллерийского ведомства, построенных в начале XX века. С 1919 года занимаемая ими территория стала именоваться Линдовым городком в честь убитого мятежными красноармейцами большевика Гавриила Линдова.
Основан на базе Московского подшипникового завода, эвакуированного во время Великой Отечественной войны[3]. Территория завода располагалась на месте Линдова городка — в границах современных улиц Мичурина, Луначарского и Московского шоссе. Разместились в трёх бывших артиллерийских казармах[4]. «На первых порах, когда еще не были подведены коммуникации к действующим теплоэнергоцентралям, в качестве мини-ТЭЦ использовались списанные паровозы, которые доставили на территорию Линдова городка». Первым директором предприятия стал Яков Соломонович Юсим, главным инженером — Герц Лурье.
21 ноября 1941 года на предприятии собрали первую партию подшипников (почти 10000 штук) для отправки на Челябинский танковый завод. Эта дата считается «днём рождения» Четвёртого ГПЗ. В декабре 1941-го собрали 62 тыс. подшипников. Всего же за годы войны завод выпустил 57,6 млн подшипников.
23 января 1943 года предприятие было награждено орденом Ленина.